В данной статье хотелось бы вкратце раскрыть понятие открытых данных, а также актуальность таких сведений для коммерческих и государственных структур в Российской Федерации. Будет рассмотрено текущее положение дел и варианты развития данного направления.
Для начала необходимо определиться, что же подразумевается под открытыми данными. По своей сути это совокупность всех общедоступных баз данных и сведений в открытом доступе, которыми можно пользоваться для различных целей. Использование типовых открытых данных в Российской Федерации регламентируется в соответствии с Федеральным законом за № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. и документом от 19 сентября 2016 г. № 6, утвержденным Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства, под названием «Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Напомним также, что для открытых государственных данных предусматривается соблюдение законов от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Федеральный закон „Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления“. Контроль открытых данных осуществляют правительственные органы и Совет по открытым данным.
Как на данный момент используются открытые данные в России
Открытые данные используются активно коммерческими структурами и физическими лицами. Основное их предназначение – улучшение продуктов, сервисов и создание новых полезных продуктов для личного и общественного пользования.
К самым востребованным областям относятся актуальные базы госмунзакупок, сводка ЦБ РФ по курсам валют и открытые сведения банков, федеральная адресно-информационная база России, сведения ГЛОНАСС и многие другие.
Сейчас на рынке порядка трех десятков сервисов по мониторингу тех же самых государственных и муниципальных заказов ( к примеру, Бикотендер или Закупки 360), проверке контрагентов ( Контур.Фокус, Спарк.Интерфакс, Коммерсант.Картотека), применяющие сведения напрямую. Собирая воедино данные и добавляя коммерческие сведения, они создают уникальные коммерческие продукты, которые используются многими людьми в личных и коммерческих целях. Также есть ряд узкоспециализированных проектов, которые не так известны и применяются ограниченным кругом лиц, не желающих себя раскрывать. Парадокс России: использование открытых данных взакрытую.
Государство все-таки также сделало попытку открыть свои данные, но судить о том, получилось или нет, вам. Вот несколько государственных проектов, которые претендуют на открытость данных:
- ОБД Мемориал — портал с оцифрованными данными о Великой Отечественной войне
- Официальный сайт РФ для размещения информации о проведении торгов
- Takzdorovo – портал о здоровом образе жизни для Россиян
- Trudvsem – информационный портал о работе в России
К сожалению, данные на некоторых порталах представлены таким образом, что анализировать их и использовать зачастую крайне сложно. Над этой задачей государству еще предстоит поработать.
Какие еще сервисы открытых данных доступны в РФ
- Сервис «Российские Школы», который аккумулирует всю информацию об школьных учреждениях по всей России.
- Сервис «Открытая полиция» для наблюдения и контроля работы полиции. На нем также доступны обращения граждан и сбор идей.
- Сервис Plandex содержит базу данных обо всех новостройках в Москве и Московской области и позволяет проверить застройщика по всем необходимым параметрам.
- Сервис Smooth — полезный сервис по построению маршрутов для лиц с ограниченными возможностями.
- Информационный портал о ЖКХ «Руквартал».
- Портал ГосЗатраты с данными о государственных заказах и трате государственных средств.
Почему открытые сведения используются так мало?
Причин тому несколько:
- Нежелание коммерческих компаний в этом участвовать, рассказывать о своих доходах, раскрывать для конкурентов свою рабочую бизнес-модель и тратить на обработку и выкладку приличное количество времени. Их страхи вполне можно понять.
-
Действительно полезные базы данных можно пересчитать по пальцам. Самые востребованные мы уже перечисляли: данные ЦБ, баз ФИАС и сведения по государственным и муниципальным закупкам. Большинство других открытых данных бессмысленные наборы букв, которые сложно как-то использовать.
-
Непонимание структурами ценности информации и нужности ее раскрытия. Даже с поправками к закону, многие чиновники относятся к раскрытию данных скептически и совершенно не понимают, кому и зачем все это нужно, как это может использоваться во благо.
-
Низкий интерес к открытым данным со стороны потребителей. Пока что и потребители не всегда видят возможности, которые дают открытые данные. К основным пользователям во всем мире относят гражданское общество, журналистов, образовательные учреждения и коммерческие структуры. Гражданское общество в России уже практически не существует, число независимых некоммерческих организаций стремится к нулю. Журналисты находятся под давлением и не всегда могут позволить себе объективную оценку, кроме того они не особо хотят вступать в диалог с государством и лоббировать интересы открытых данных. Коммерческие организации в плане использования открытых сведений можно разделить на два типа: первые вообще не хотят из-за страха и недоверия контактировать с какими-либо государственными органами, а вторые собирают данные только для увеличения собственной прибыли и получения выгодных государственных заказов. И последние потребители, это в основном, ВУЗы. Во всем мире для исследований и возможности изучения для студентов предполагается наличие доступа к самым последним и актуальным данным в изучаемой сфере, в то время как в России такой базы данных попросту нет. Хотя наличие такой базы могло способствовать серьезным научным открытиям и успешным новым исследованиям в различных областях.
Заключение
Конечно, в плане использования открытых данных для решения задач на государственном и коммерческом уровне, Россия значительно отстает от других ведущих мировых стран. Однако в последнее время наблюдается явная тенденция к увеличению значимости открытых данных и их массовому использованию для различных целей. Примером может служить инициатива Ивана Бегтина по созданию некоммерческой организации, продвигающей идею открытости данных госорганов и повышения информационной культуре в стране вцелом. На самом деле, потенциал применения открытых данных огромен, и направлений использования гораздо больше, чем задействовано на данный момент. И, несмотря на тотальный государственный контроль к этой теме, развитие открытых данных в России не останавливается, хотя темпы оставляют желать лучшего. По-прежнему малодоступны данные о криминальной обстановке, статистика муниципалитетов и геоданные. Зато на практике востребованы данные о климате и транспортной обстановке, что дает надежду на будущее использование открытых данных в России.