Интернет неспроста называют всемирной паутиной – его сетями опутаны на сегодняшний день миллиарды людей. Современный человек попал в тяжёлую зависимость от возможностей Интернета, а потому существование без него уже немыслимо.
Последние десятилетия слово «Интернет» не сходит с уст у всего человечества. Эндрю Браун писал: «Интернет — нечто столь огромное, могущественное и бессмысленное, что для некоторых он стал идеальным заменителем жизни». И это, действительно, так. Сегодня Интернет преобразил такие сферы услуг, как развлечения, туризм, продажи, обучение и другие. Дети готовы часами пропадать в его пространстве за просмотром мультиков, подростки тратят своё время, деньги и жизнь на прохождение компьютерных игр, а студенты сутки напролёт пропадают в социальных сетях. Интернет сделал доступным всё и всем.
21 век – век больших возможностей. Эти возможности можно использовать либо во благо, либо во вред – каждый сам делает свой выбор. Во все времена у каждого народа формирующаяся личность усваивала образцы культуры и модели поведения с помощью семьи. Прежде всего, родители, а позже уже и другие институты общества устанавливали для детей, подростков, юношей, определённые правила, мораль и этику. Но с приходом новых технологий, компьютеризации, гаджетеризации, «экранной культуры», масс-медиа значительное место в воспитании, становлении, образовании и социализации личности стали занимать компьютерные технологии и средства массовой коммуникации.
Сегодня ни один ребёнок, школьник, взрослый не представляет себя без телефона, но он перестал уже быть средством связи в том смысле, в котором его понимали в 1990 году. Сегодня телефон – это то место, где можно пропадать часами, он, как чёрная дыра, поглощает человека, предоставляя его вниманию лавину разнообразной информации. Сегодня через телевидение, печатные издания, радио и Интернет-вещание осуществляются значительные и крайне разнообразные воздействия, направленные на широкую аудиторию.
Сегодня сеть-Интернет – это особая реальность. Век информатизации диктует нам, что любая информация должна быть открыта и доступна для каждого, с одной стороны – это хорошо, а с другой — ужасно! С этим шагом в новую эпоху мы получили не только доступ к новостям всего мира, но и к информации эротического, террористического, суицидального, криминального, порнографического характера. И, размышляя о плюсах и минусах эры информации, прежде всего, стоит задуматься, каким образом Интернет и его развитие отражается на уровне образования детей и подростков.
Обсуждаемая тема на сегодняшний день отличается особенной актуальностью, так как над рынком средств массовых коммуникаций нет контроля, происходит бесконтрольный поток информации, который школьники, подростки и, конечно же, молодёжь впитывают. Такой процесс приводит к снижению уровня образованности населения, деформации этико-нравственных ценностей и ориентиров у подрастающего поколения.
Через Интернет и иные средства коммуникации сегодня осуществляются весьма широкие и разнообразные воспитательные воздействия, адресованные большой аудитории. Но, к сожалению, не в положительную сторону происходит этот образовательный сдвиг. С одной стороны — преимущество данных средств образовательного воздействия состоит в том, что здесь в качестве источника воспитательных влияний можно использовать лучших специалистов, лучшие образцы и достижения педагогики и культуры, «тиражируя» их в нужном количестве через соответствующие технические средства, транслируя их на весь мир и повторно воспроизводя столько раз, сколько потребуется. С другой стороны – имеющийся образовательный материал крайне не востребован: если провести анализ контента на сервисе YouTube, то бесспорным лидером является развлекательный и юмористический контент.
Почему Интернет так опасен? Потому что Интернет-среда – слепое, неуправляемое пространство, на многих порталах не имеет значения ценность представленного материала, важно лишь количество просмотров… Потому современный образовательный и воспитательный процесс поставлен в весьма затруднительное положение: с одной стороны, педагоги и семья транслируют ценности – гуманность, уважение, сострадание, уважение; а с другой — транслирует Интернет и средства массовой коммуникации алчность, отвержение норм морали и этики, безудержное потребление, агрессия. Такой непримиримый конфликт ценностей пагубно отражается на формирующейся личности и межличностных отношениях среди школьников и подростков, подрывает авторитет родителей, учителей и взрослых. Эту мысль подтверждает исследование, проведённое Штильниковым Д.Е. в 2017 году на базе «Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики» г. Шахты. Количество испытуемых составило 30 человек: 17 парней и 13 девушек. Исследование показало, что участники не признают негативных сторон влияния массовых коммуникаций, таких, как Интернет, телевидение, печатные издания, но соглашаются с тем, что СМИ оказывает на их поведение, образ мыслей, образование огромное влияние.
Действительно, можно ли адекватно воспринимать укоры со стороны матери: «Разве можно так выражаться?», когда, открывая практически любую страницу в Интернете, натыкаешься на нецензурную брань. Мега-популярность роликов про Шурыгину-миллионершу, Бузову-звезду, талант Егора Крида – в совокупности нивелируют старания и усилия преподавателей. Будет ли у ребёнка, подростка, студента стимул к обучению, когда можно заработать миллионы на передачах «Пусть говорят», а не прозябать за учебниками?
Но озвученные отрицательные стороны Интернет-пространства не снимают ответственности с родителей, которые опрометчиво предоставляют своим чадам неограниченный доступ к его возможностям.
Таким образом, Интернет – это и проклятие, и благословение 21 века. Его возможности безграничны и уникальны, их можно использовать как для созидания, образования, развития и самосовершенствования, так и для разрушения, разложения собственной личности. Как распорядиться этой технологией, каждый решает сам.