В структуре российской экономике ритейл занимает ведущую позицию. Именно ритейл сейчас является наиболее активно развивающейся отраслью. При этом уровень российских розничных продаж уже достаточно высок. В идеале розничные продажи должны представлять себя четко выстроенную систему, состоящую из 5 составляющих: закупки и продажи, расчет и контроль эффективности деятельности, выстраивание долгосрочных доверительных отношений с клиентами, грамотный подбор персонала и его мотивация, автоматизация самого процесса торговли. Не обойтись вам и без аналитики, если, конечно, вы хотите выстроить серьезный бизнес и всегда держать руку на пульсе. На данный момент, к великому огорчению, использование маркетинга и аналитических инструментов происходит по остаточному принципу, что в корне не верно, если в будущем хочется иметь стабильный и прибыльный бизнес. Рассмотрим 10 вещей, который обязан знать каждый аналитик, работающий в ритейле.
- Компания. Да, аналитик обязан от и до знать компанию, в которой он работает и саму отрасль. Только в этом случае его анализ будет действительно стоящим и поможет в построении бизнеса.
- Продукты и услуги. Естественно, необходимы знания о том, какие товары или услуги продает компания, анализ которой осуществляется. Сюда входит определение популярных позиций, залежавшийся товар, влияние сезонного фактора, характеристики товара, отзывы и т.д.
- Программное обеспечение. Аналитик в ритейле обязан уметь пользоваться всеми доступными программными ресурсами: начиная обычного пакета Microsoft Office и заканчивая умением работать с различными версиями системы бухгалтерского учета 1С. Сюда же относится Power Query, Business Intelligence, Google Analytics, SPSS, Marketing Analytic, CRM многие другие.
- Целевая аудитория. Без знания подробного портрета клиента вы не сможете правильно сделать логические выводы из проведенного анализа.
- Методики сбора, анализа и систематизации информации. Базовые знания о проведении исследований, экспериментов, тестов, экспертных оценок, опросов, сравнений, всех видов анализа, чтения статистических данных и т.д.
- Откуда брать информацию. Анализ данных без данных у вас вряд ли получится. Поэтому вы должны четко знать, откуда и какие вам взять данные для анализа. При этом в зависимости от поставленной задачи, данные могут понадобиться совершенно разные. Вы должны понимать, как и откуда их собрать. Для этого возвращаемся к пункту 1 и добавляем сюда же навыки коммуникации.
- Sql, принципы построения моделей данных бизнес процессов. SQL — это универсальный язык базы данных. Его знание позволит вам формировать и обрабатывать данные так, как это вам необходимо для решения той или иной задачи.
- Бухгалтерский учет, основы экономики. Это связано с тем, что многие компании используют для работы различные системы бухгалтерского учета, к примеру, 1С. То есть без знания принципов бухучета и построения экономики в целом вы не сможете оперативно выполнять анализ учета с помощью имеющегося программного обеспечения.
- Как найти новые технологии и внедрить их в свою деятельность. Будущее именно за технологиями, которые стремительно развиваются и помогают в разы сократить время на стандартные аналитические операции, а также дают широкие возможности для дополнительного анализа. Сюда относятся программное обеспечение для ведения бухгалтерской отчетности, АСУ для ритейла, автоматическая визуализация и аналитика больших объемов информации. Каждый аналитик просто обязан уметь пользоваться доступными инструментами, всегда быть в курсе новинок рынка, внедрять новое в свою деятельность.
- Границы личного пространства граждан. Конечно, в Российской Федерации вопрос с конфиденциальностью пока что решен еще не до конца, однако в будущем этого стоит ожидать. Аналитику следует знать о границах дозволенного и не превышать их во избежание судебных исков со стороны разгневанных потребителей. Стоит быть очень аккуратным при сборе и использовании персональных данных и анализе трафика. Сейчас потребители настроены на «открытость» в меньшей степени. Напомним, что вопрос регулируется ФЗ 152 «О персональных данных».
Зная все эти аспекты, у вас есть все шансы на успешную аналитическую деятельность в ритейле. Помните о том, что ритейл в значительной степени отличается от опта, поэтому и анализ данных здесь совершенно другой: здесь гораздо больше разрозненных данных и различных переменных, которые необходимо учитывать. Именно по этой причине для грамотного анализа вы должны владеть всеми вышеописанными знаниями и навыками.